Тамплиеры (храмовники)
Предисловие
В 11 - 13 веках нашей эры с территории Западной Европы в Малую Азию был совершён ряд "крестовых походов".
Эти походы инициировались или благословлялись папой Римской католической церкви (каждым из верховных католических священнослужителей на тот момент) под идеей освобождения (или защиты) христианских святынь, расположенных в Палестине, от нехристианских людей (мусульман, проще говоря) и обеспечения доступа к Гробу Господню христианских паломников.
Основную боевую мощь крестоносцев составляла безземельная аристократия католической Европы. Система майората - старший сын феодала наследовал земельные владения отца, а остальным сыновьям доставалось лишь право ношения дворянского титула (без реальной власти, денег и земли с зависимым крестьянством) - обеспечивала заинтересованность таких безземельных рыцарей искать власти, славы и имущества в военных походах.
В качестве первоначальных крестовых походов (провозглашённых на Клермонском соборе в 1095 Римским папой Урбаном II)- на Святую землю - можно упомянуть:
Первый - с 1096 по 1099 годы.
В результате него 15 июля 1099 крестоносцы взяли Иерусалим, истребив местное население мусульман и иудеев.
Второй - с 1147 по 1149. Согласно булле Римского папы Евгения III от 1145 года, огромная армия крестоносцев отправилась в Малую Азию и потерпела сокрушительное поражение.
Третий - с 1187 по 1192 годы. Исламское государство под руководством султана Салах-ад-дина, простиравшееся от Багдада до Египта, в 1187 присоединило и Иерусалим. Крестоносцы под командованием Императора Священной Римской империи Фридриха I Барбаросса (утонул при переправе через реку), французского короля Филиппа II Августа (заболел и вернулся домой) и английского короля Ричарда I Львиное Сердце отправились воевать. Крестоносцам во главе с Ричардом Львиное Сердце удалось одержать ряд побед над войсками Салах-ад-дина и заключить договор с султаном, позволявший христианским паломниках посещать Иерусалим (который остался-таки под властью султана).
Четвёртый - с 1202 по 1204 годы. Был объявлен Римским папой Иннокентием III. В него отправились преимущественно французы и венецианцы. По пути они напали на портовый город Задар, подвластный венгерскому королю (участников похода Папа отлучил от церкви).
Потом крестоносцы в апреле 1204 года напали на Константинополь и разграбили его, а на Византийский трон (теперь - Латинской империи) был посажен граф Балдуин IX Фландрский. Римский папа простил крестоносцев и снял с них отлучение от церкви.
(В самом деле: Византия же до этого была православной, а какая разница, что крестоносцы не дошли до Святой Земли?)
Детский поход состоялся в 1212 году.
Согласно исторической легенде, французские дети под предводительством пастушка Этьена из Клуа и германские дети во главе десятилетнего Николаса из Кёльна решились совершить подвиг освобождения Святой Земли, на который оказались неспособны их отцы и деды. Папа не одобрил, но дети рвались в бой. Два корабля с юными французами потонули в Средиземном море, а пять остальных достигли Египта и судовладельцы продали отважных подростков в рабство. Две трети германского отряда погибли при переходе через Альпы в Италию. Добравшихся до Рима Папа освободил от данного им обета.
По иной версии, в этом походе участвовали не малолетние, а бедняки-простолюдины, не имевшие оружия и иных средств, чтобы достичь успеха в столь грандиозной воинской кампании.
Пятый поход - с 1217 по 1221 годы - был объявлен Римским папой Иннокентием III. Основные боевые действия происходили в Египте. После неудачного штурма Каира крестоносцам султаном было дозволено беспрепятственно вернуться в Европу в обмен за возврат ранее захваченного ими города Дамиетта.
Шестой поход (с 1228 по 1229 годы) внук Фридриха Барбароссы - король
Фридрих II Гогенштауфен осуществил с помощью переговоров (без военных действий) и был коронаван в Иерусалиму. Однако в 1244 году Иерусалим вновь завоевали мусульмане.
Седьмой поход - с 1248 по 1250 годы - крестоносцы вновь завоевали Дамиетту и вновь на пути к Каиру были разбиты. Их предводитель - французский король Людовик IX Святой - за своё освобождение из плена уплатил большой выкуп.
Восьмой поход - 1270 год - Людовик IX не угомонился и высадил войско крестоносцев в Тунисе. Там случилась эпидемия чумы, в результате которой умер и сам король, и поход также завершился.
Последовавшие далее "крестовые походы", инициируемые Папой Римским, уже мало отношения имели к освобождению Храма Господня.
Орден
Новая милиция (По французски - "novae militiae")
Храмовники (поскольку по французски тампль - храм, то полный синоним - тамплиеры)
Нищие рыцари
Первый крестовый поход привёл христианского короля на трон Иерусалима. Христиане получили возможность совершать паломничество к Гробу Господню. Однако столь дальнее путешествие на Ближний Восток для всякого европейца представляло очевидную опасность.
С учётом данного обстоятельства девять рыцарей в 1119 году в Иерусалиме объявили о создании ордена, изначально названного ими орденом "Нищие рыцари".
Двое из них вошли в историю как идейные вдохновители этой негосударственной и некоммерческой организации, преследовавшей своей главной целью бескорыстную защиту паломников, приходящих на Святую Землю, - Гуго де Пэн и Жофруа Сен-Омер.
Иерусалимский король предоставил рыцарям храм к югу от Храма Соломонова.
Орден "Нищих рыцарей" впоследствии вошёл в историю как орден храмовников (тамплиеров - во французской транскрипции).
Святой Бернард Клервосский поддержал идею ордена и написал в то время трактат "De laude novae militiae" (Слава новому рыцарству, или - ещё более по-русски - слава новой милиции). Бернард также составлял устав этого ордена.
Внешним отличием членов ордена была выбрана белая одежда с нашитыми на неё красными крестами.
Основными обетами членов ордена стали: нищета и безбрачие, сопряжённые с возможностью носить и применять оружие во славу Христа (несмотря на то что христианин не жаждет смерти).
Однако правила не были столь простыми и однозначными для всех (последующих) членов ордена:
1. Тамплиеры (рыцари), носившие оружие и обет безбрачия, - "братья шевалье" - носили белую одежду.
2. В члены ордена допускались также и женатые, но они не могли носить белого одеяния. После их смерти имущество умершего (погибшего) отходило к ордену, а вдова усопшего должна была покинуть его имение (дабы не искушать братьев-храмовников своей плотью), но в то же время получала пенсию от ордена.
3. Служители, не носившие оружия, именовались "братьями сержантами".
4. Женищины в орден не допускались. Статьи 70 и 71 Устава Ордена тамплиеров:
========
Статья 70. Общество женщин есть опасная вещь, ибо через него древний дьявол увёл многих с прямого пути в рай. Отныне не следует допускать женщин в Дом Храма как сестёр, потому, дорогие братья, отныне не должно следовать этому обычаю, дабы цвет целомудрия всегда сохранялся среди вас.
Статья 71. Мы считаем, что любому верующему опасно смотреть слишком много на лицо женщины. По этой причине никто из вас не должен осмеливаться целовать женщину, будь то вдова, девушка, мать, сестра, тётя или кто иная, и отныне Рыцари Иисуса Христа должны всеми средствами избегать объятий женщин, через которые мужчины погибали не единожды, так, чтобы они могли вечно оставаться перед лицом Господа с чистой совестью и праведной жизнью.
========
Орден храмовников обладал независимостью не только от женщин, но и в отношении светских властей. Посему не имел источников государственного финансирования. Однако он пользовался великим уважением со стороны обычных католиков - всякого ранга и достатка. Тамплиеры содержали орден на добровольные частные пожертвования. Не всякий подавал, но тех, кто подавал (деньги и даже имения) было много. И довольно много шли служить в эту военно-религиозную некоммерческую организацию.
Авторитет ордена "новых милиционеров" (нищих рыцарей, тамплиеров-храмовников) побудил и других католиков хотя и не присоединиться к тамплиерам, но создавать в XII веке подобные ордена: Калатравы, Сантьяго, Алькантары - в Испании, потом - по их подобию - Тевтонский орден.
Главы Римской католической церкви благосклонно относились к деятельности Ордена.
1. Булла Римского папы от 29 марта 1139 года освобождала тамплиеров от власти светского и церковного суда, а также позволяла обращать в собственность Ордена трофеи.
2. Булла Римского папы от 09 января 1144 года предоставляла индульгенцию жертвующим на орден. (Хотя позднее в 1207 году папа Иннокентий III высказавал неудовольствие относительно того, что тамплиеры отпускают грехи даже отлучённым от церкви, но пожертвовавшим хотя бы три динария в пользу Ордена).
3. Булла Римского папы от 07 апреля 1145 года разрешила тамплиерам строить орденские храмы и в их оградах хоронить членов ордена.
Послесловие
Итак, снова - в 1119 году в Иерусалиме возник орден "Нищих рыцарей", он же - "Новая милиция".
Спустя 800 лет в 1919 году товарищ Ленин (кто-то его, быть может, ещё помнит) подписал декрет СНК РСФСР "О советской рабоче-крестьянской милиции".
Потом 10 ноября мы стали отмечать праздник "День милиции".
Однако в 2011 году - в период правления Президента России Медведева - милиция была переименована в полицию и праздник тоже получил новое имя: больше не милиция.
Как там тамплиеры (средневековые рыцари-милиционеры) пели в Иерусалиме?..
"А нам доверено судьбой -
Оберегать на здешних улицах покой!.."
Но это было давно.
А теперь?
Нынешний малец, наверное, скажет: "Мой прадед был полицаем, мой папа служит в полиции, а я мечтаю поступить в Полицейскую Академию?"
Да, может, и верно? Нафига их - нищих рыцарей - плодить?