Комментарий к листу Ж1 декларации НДФЛ-3

Комментарий к листу Ж1 декларации НДФЛ-3

Сообщение pradd » 09 мар 2013, 05:49

Комментарий к листу Ж1 "Расчет стандартных налоговых вычетов" декларации по налогу на доходы физических лиц НДФЛ-3 (за 2012 год)

Примечание: текст комментария выделяется жирным шрифтом

XVIII. Порядок заполнения Листа Ж1 "Расчет стандартных налоговых вычетов" формы Декларации

18.1. Лист Ж1 заполняется физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации.
18.2. На Листе Ж1 рассчитываются суммы стандартных налоговых вычетов, которые могут быть предоставлены налогоплательщику в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, при наличии соответствующих оснований. Виды стандартных налоговых вычетов перечислены в пункте 2 Листа Ж1.
Категории налогоплательщиков, имеющих право на получение стандартных налоговых вычетов, перечислены в статье 218 Кодекса.
Лист Ж1 заполняется на основании справок о доходах по форме 2-НДФЛ, полученных у налоговых агентов, и иных имеющихся у налогоплательщика документов.
18.3. В пункте 1 Листа Ж1 налогоплательщик нарастающим итогом рассчитывает доход по месяцам налогового периода.
В подпункте 1.1 указываются нарастающим итогом за каждый месяц налогового периода суммы доходов, облагаемых по ставке 13%, полученных от одного из источников выплаты.
Для расчета стандартных налоговых вычетов у лиц, налогообложение которых производится в соответствии со статьей 227 Кодекса, сумма доходов, полученных в отчетном налоговом периоде, уменьшается на суммы расходов, связанных с извлечением данных доходов, за каждый месяц отчетного налогового периода, в котором налогоплательщик имел статус индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, или другого лица, занимающегося в установленном законодательством порядке частной практикой.
В подпункте 1.2 (с учетом пункта 1.1) указывается количество календарных месяцев, в которых доход налогоплательщика не превысил 40 000 рублей.
В подпункте 1.3 (с учетом пункта 1.1) указывается количество календарных месяцев, в которых доход не превысил 280 000 рублей.
18.4. В пункте 2 Листа Ж1 Декларации налогоплательщик производит расчет сумм стандартных налоговых вычетов, установленных статьей 218 Кодекса.
В подпункте 2.1 - суммы стандартного налогового вычета по подпункту 1 пункта 1 статьи 218 Кодекса, которая рассчитывается путем умножения 3 000 руб. на количество месяцев, в которых у налогоплательщика имелось право на получение данного стандартного налогового вычета.
В подпункте 2.2 - суммы стандартного налогового вычета по подпункту 2 пункта 1 статьи 218 Кодекса, которая рассчитывается путем умножения 500 руб. на количество месяцев, в которых у налогоплательщика имелось право на получение данного стандартного налогового вычета.
В подпункте 2.3 - суммы стандартного налогового вычета по подпункту 3 пункта 1 статьи 218 Кодекса, которая рассчитывается путем умножения 400 руб. на количество месяцев, указанных в подпункте 1.2 Листа Ж1.
На Листе Ж1 может быть указан только один стандартный налоговый вычет из перечисленных в подпунктах 2.1 - 2.3, имеющий максимальное значение из сумм, исчисленных в соответствии с вышеприведенными положениями.
В подпункте 2.4 - суммы стандартного налогового вычета на ребенка родителю (супругу родителя), приемному родителю (супругу приемного родителя), опекуну, попечителю, которая рассчитывается путем умножения размера такого вычета, установленного подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса, на количество месяцев, указанных в подпункте 1.3 Листа Ж1.
подпунктом 4В подпункте 2.5 - суммы стандартного налогового вычета на ребенка единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю, а также одному из родителей (приемных родителей), при отказе другого родителя от его получения, которая рассчитывается путем умножения размера такого вычета, установленного пункта 1 статьи 218 Кодекса, на количество месяцев, указанных в подпункте 1.3 Листа Ж1.
В подпункте 2.6 - суммы стандартного налогового вычета родителю (супругу родителя), приемному родителю (супругу приемного родителя), опекуну, попечителю на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, на учащихся очной формы обучения, аспирантов, ординаторов, студентов в возрасте до 24 лет, являющихся инвалидами I или II группы, которая рассчитывается путем умножения размера такого вычета, установленного подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса, на количество месяцев, указанных в подпункте 1.3 Листа Ж1.
В подпункте 2.7 - сумма стандартного налогового вычета единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю, одному из родителей (приемных родителей), при отказе другого родителя от получения налогового вычета, на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, на учащихся очной формы обучения, аспирантов, ординаторов, студентов в возрасте до 24 лет, являющихся инвалидами I или II группы, которая рассчитывается путем умножения размера такого вычета, установленного подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса, на количество месяцев, указанных в подпункте 1.3 Листа Ж1.
18.5. В случае рождения ребенка (детей) в течение налогового периода, за который представляется Декларация, сумма стандартных налоговых вычетов на ребенка (детей), указанных в подпунктах 2.4 - 2.7 пункта 2 Листа Ж1, рассчитывается путем умножения размера вычета на количество календарных месяцев, определяемых как разница между количеством месяцев, указанных в подпункте 1.3 Листа Ж1, и количеством календарных месяцев, прошедших с начала календарного года до месяца рождения ребенка.
18.6. Итоговая сумма стандартных налоговых вычетов рассчитывается в подпункте 2.8 Листа Ж1.
pradd
 
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 05 мар 2013, 02:01

Re: Комментарий к листу Ж1 декларации НДФЛ-3

Сообщение bormoglot » 14 мар 2013, 20:50

Абзац 16 п/п 4 п. 1 ст. 218 НК РФ предусматривает возможность предоставления двойного стандартного налогового вычета на содержание ребёнка одному из родителей по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей от получения налогового вычета. Однако отказаться от получения данного налогового вычета налогоплательщик может, если он имеет на него право, подтверждённое соответствующими документами. Право на получение этого вычета обусловлено: нахождением ребенка на обеспечении налогоплательщика, а также наличием у налогоплательщика (родителя) дохода, облагаемого налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов. Если у одного из родителей, отсутствуют доходы, подлежащие налогообложению по ставке 13 процентов, передавать своё право на получение стандартного налогового вычета другому родителю такой родитель не может. Таково мнение ФНС РФ (письмо от 27 февраля 2013 г. N ЕД-4-3/3228@).

Кроме того следует учитывать, что двойной стандартный налоговый вычет на содержание ребёнка не предоставляется родителю (обычно матери), находящемуся в разводе, при отсутствии другого родителя от получения такого налогового вычета. (письмо Минфина РФ от 30 января 2013 г. N 03-04-05/8-78)
В то же время, мать имеет право на двойной стандартный налоговый вычет, если в свидетельстве о рождении ребёнка ею указан вымышленный отец . И данное обстоятельство подтверждается справкой по форме 25, выданной органом записи актов гражданского состояния. (письмо Минфина РФ от 30 января 2013 г. N 03-04-05/8-77).
bormoglot
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 05:18

Re: Комментарий к листу Ж1 декларации НДФЛ-3

Сообщение дрон » 28 мар 2013, 23:59

Любопытную позицию, затрагивающую порядок исчисления стандартных налоговых вычетов по НДФЛ, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обозначил в своём постановлении от 14 июля 2009 г. N 4431/09.
Кратко её можно сформулировать следующим образом: отсутствие у налогоплательщика - физического лица облагаемой базы по НДФЛ за отдельные месяцы налогового периода (календарного года) не лишает права этого налогоплательщика использовать стандартный налоговый вычет за эти самые месяцы.


***
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 июля 2009 г. N 4431/09
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.; Бабкина А.И., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л.
рассмотрел заявление закрытого акционерного общества "Потенциал" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 04.07.2008 по делу N А38-661/20084-77, постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.12.2008 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - закрытого акционерного общества "Потенциал" - Матюкова Л.А.;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Марий Эл - Овчар О.В., Толстова Л.И.;
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл - Челпанова Л.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Марий Эл (далее - инспекция) проведена выездная налоговая проверка закрытого акционерного общества "Потенциал" (далее - общество), в том числе по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц за 2005 - 2006 годы.
По мнению инспекции, общество, в частности, неправомерно предоставляло стандартные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц своим работникам при отсутствии у них налогооблагаемых доходов за период нахождения в отпуске по уходу за детьми до достижения ими возраста от полутора до трех лет. Сумма неудержанного налога на доходы физических лиц составила за 2005 год 41 014 рублей, за 2006 год - 43 513 рублей.
По результатам проверки на основании акта от 04.09.2007 N 35 и возражений к нему от 25.09.2007 N 1412/6 инспекция приняла решение от 28.09.2007 N 37 (далее - решение инспекции) о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде 16 905 рублей 40 копеек штрафа. Также обществу как налоговому агенту начислено 17 065 рублей пеней за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в бюджет.
Общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл (далее - управление) с апелляционной жалобой на решение инспекции.
Решением управления от 21.12.2007 N 109 пункт 9.4.4 решения инспекции оставлен без изменения.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании его недействительным, в том числе по упомянутому эпизоду.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 04.07.2008 обществу в удовлетворении требования по рассматриваемому эпизоду отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 17.12.2008 решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество просит отменить названные судебные акты в указанной части, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
В отзывах на заявление инспекция и управление просят данные судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене в части отказа в признании недействительным решения инспекции в отношении применения обществом стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц по следующим основаниям.
Общество как налоговый агент в проверяемый период предоставило стандартные налоговые вычеты своим работникам при отсутствии налогооблагаемых доходов в отдельные месяцы налогового периода в связи с нахождением их в отпуске по уходу за детьми в возрасте от полутора до трех лет.
Принимая судебные акты, суды исходили из того, что стандартные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 статьи 218 Кодекса, не накапливаются в течение налогового периода и не подлежат суммированию нарастающим итогом при отсутствии налоговой базы за отдельные месяцы налогового периода.
Однако судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 216 Кодекса налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 218 Кодекса налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены в подпунктах 1, 2 пункта 1 этой статьи, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13 процентов) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 000 рублей, налоговый вычет, установленный данным подпунктом, не применяется.
При этом Кодекс не предусматривает, что стандартный налоговый вычет предоставляется только за те месяцы налогового периода, в которых был получен доход.
В силу пункта 3 статьи 226 Кодекса исчисление сумм налога на доходы физических лиц производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13 процентов, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Исходя из изложенного, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации считает, что Кодекс не содержит норм, запрещающих предоставление стандартного налогового вычета за те месяцы, в которых у работников отсутствовал доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат частичной отмене.
Руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 04.07.2008 по делу N А38-661/20084/77, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 и постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.12.2008 по тому же делу в части отказа в признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Марий Эл от 28.09.2007 N 37 по эпизоду применения закрытым акционерным обществом "Потенциал" стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц отменить. Решение инспекции в указанной части признать недействительным. В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий А.А.Иванов
дрон
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 10 фев 2013, 23:32


Вернуться в Налог на доходы физических лиц

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron
Яндекс.Метрика