borodach » 18 фев 2012, 02:22
Письмо исполняющего обязанности начальника Государственной инспекции города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (МосГИК) Л. И. Гордиенко министру Правительства Москвы, руководителю Департамента образования города Москвы И. И. Калине от 04.10.2011 N 1-19/131 (вх. N 01-07-5842/11 от 05.10.2011)
(выписка)
О совершенствовании обеспечения
детей качественными и безопасными
пищевыми продуктами
В Москве проводится определенная работа по обеспечению детей качественными и безопасными продуктами питания. С этой целью разработаны и реализуются городские целевые программы, Закон города Москвы «О продовольственной безопасности» и др., в которых уделяется серьезное внимание вопросам повышения качества продовольствия.
Однако проблема качества продовольствия остается актуальной и очевидно, что наиболее высокие требования к качеству должны предъявляться к пищевым продуктам, поставляемым для организованного питания воспитанников и обучающихся в образовательных учреждениях.
Обеспечение поставок качественных и безопасных продуктов питания, предназначенных для организации питания в образовательных учреждениях, начинается с разработки технических заданий и проектов государственных контрактов. Департаментом города Москвы по конкурентной политике создана «Библиотека контрактов», которая размещена в ЕАИСТ. «Библиотека контрактов» включает в себя утвержденные типовые формы государственных контрактов на поставку товаров и оказание услуг, требования к качеству оказания услуг по организации питания и к качеству пищевых продуктов, поставляемых в социальные учреждения города Москвы. В типовых контрактах также отражены требования к маркировке пищевых продуктов, наличию документов, подтверждающих качество и безопасность продукции, транспортировке, остаточным срокам годности на момент поставки, порядок приемки товаров, сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг и др.
МосГИК с Департаментом города Москвы по конкурентной политике принят Регламент взаимодействия, в рамках которого специалистами МосГИК проведена экспертиза 1231 технических заданий конкурсной (аукционной) документации и проектов государственных контрактов в части требований к качеству и безопасности продукции. Государственным заказчикам направлено 261 письмо с замечаниями и предложениями.
Это позволяет государственным заказчикам квалифицированно составлять указанные документы, правильно оценить качество продукции при ее поступлении и эффективно вести претензионную работу.
Для дальнейшего совершенствования этой работы считаем необходимым систематически проводить актуализацию «Библиотеки контрактов» с учетом изменений, вносимых в нормативные правовые акты и нормативные документы, с привлечением квалифицированных специалистов.
Вместе с тем требования к качеству пищевых продуктов «Библиотеки контрактов» носят рекомендательный характер, в связи с чем имеют место случаи, когда государственные заказчики не учитывают их в полном объеме, а в отдельных случаях требования к качеству продуктов питания отсутствуют. Наибольшее количество нарушений устанавливается в договорах, которые заключены на сумму до 100 тыс. руб. (без проведения торгов).
При размещении государственного заказа для обеспечения поставок качественной продукции должны быть установлены единые требования к качеству пищевых продуктов, включающие в себя конкретные наименования, сорт/категорию, термическое состояние и др. Что позволит обеспечить детей питанием, сбалансированным по пищевой и энергетической ценности, эффективно использовать бюджетные средства и вести претензионную работу.
Эти требования должны стать обязательными для включения в технические задания при проведении торгов, а также в условия государственных контрактов.
Кроме того, договорами и государственными контрактами не всегда предусматривается ответственность исполнителей.
К сожалению, не способствует обеспечению качества продовольствия законодательство в области размещения государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (Федеральный закон № 94-ФЗ).
Согласно статье 34 Закона не допускается включать в документацию об аукционе требования к производителю товара, к участнику размещения заказа ( в том числе требования к его квалификации, опыту работы, деловой репутации, о наличии производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара). По сути это отказ от квалифицированного исполнителя и, как следствие, аукцион может выиграть участник, не имеющий никаких ресурсов для качественного оказания услуги. И это в то время, когда в наиболее развитых странах категория «качество» возведена в ранг национальной политики, а системы управления качеством и безопасностью стали законодательно обязательными для внедрения на пищевых предприятиях.
Учитывая социальную значимость организации питания в школах, по нашему мнению, торги на оказание услуг по организации питания целесообразно проводить не в форме аукционов, а в форме конкурсов, в ходе которых заявки оцениваются и сопоставляются не только по цене контракта, ни и иным критериям — качество оказания услуг, квалификация участника конкурса (опыт работы, наличие производственных помещений, мощность и др.), при этом целесообразно внести изменения в Федеральный закон №94-ФЗ в части уравнивания значимости критериев оценки заявок по цене и качеству.
К сожалению Программы производственного контроля на школьно-базовых предприятиях, у предприятий-поставщиков включают в себя крайне недостаточное количество лабораторных испытаний продукции по показателям качества и безопасности сырья и вырабатываемой продукции. Кроме того, во избежание поставок и использования фальсифицированной продукции необходимо предусматривать исследования по идентификационным показателям и определению состава.
В настоящее время система ХАССП признана на мировом уровне и применяется в качестве обязательной в 30-ти европейских странах, а также в США и Канаде. В соответствии с законодательством ЕС с 1999 года в странах Евросоюза нельзя продавать пищевые продукты предприятий, не имеющих системы ХАССП.
Внедрение таких систем на предприятиях-производителях, поставщиках и школьно-базовых предприятиях могло бы стать существенным шагом к повышению качества и безопасности пищевых продуктов.
Считаем целесообразным предоставлять приоритет при проведении торгов на поставку продовольственных товаров и организацию питания тем заявителям, которые внедрили системы менеджмента качества и безопасности пищевых продуктов ХАССП и ИСО. В развитии этой работы и дальнейшего повышения качества пищевых продуктов целесообразно внедрять системы менеджмента качества продукции на школьно-базовых предприятиях. Для этого необходимо внесение изменений в Федеральный закон №94-ФЗ.
Много вопросов возникает в отношении меню.
На сегодняшний день для организации питания в средних образовательных учреждениях города Москвы используются два разных меню по ассортименту готовых блюд и используемых пищевых продуктов. При этом на питание детей, во всех образовательных учреждениях выделяется одинаковое количество бюджетных средств.
4-х недельное циклическое меню для обучающихся образовательных учреждений ЮВАО и САО не дифференцировано по возрастам. Масса порций салатов занижена (60 г вместо 75 г) по сравнению с рекомендациями СанПиН для детей в возрасте от 11 до 14 лет.
В меню по ряду напитков указана завышенная энергетическая ценность: на чай с сахаром 116 ккал вместо 40, на компот из сушеных плодов — 192 вместо 92, на компот из свежих плодов — 131 вместо 47. Таким образом, энергетическая ценность завтраков и обедов ниже нормы по всем дням на 20-40%.
Практически все первые блюда готовятся без использования мясного бульона.
Меню, используемое в других административных округах, чрезвычайно перегружено, в него включено более 160 наименований пищевых продуктов, при этом на ряд пищевых продуктов отдельные показатели установлены под определенных производителей, и в случае срыва ими поставок по каким-либо причинам трудно оперативно найти замену. Это создает определенные сложности с выполнением условий государственных контрактов и поставками, ведением претензионной работы.
Крайне недостаточен и представлен только биойогуртами ассортимент кисломолочных продуктов, а детское молоко включено в 4-недельный рацион питания для столовых доготовочных всего 2 раза на полдник, а для буфетов-раздаточных 1 раз на завтрак и 3 раза на полдник.
Проведенный специалистами МосГИК мониторинг выявил ряд блюд и кулинарных изделий, которые не пользуются спросом у детей в образовательных учреждениях (капуста тушеная (дается на завтрак), фиточай (дети охотнее пьют чай) и др.)
Вызывает настороженность включение в меню большого количества витаминизированных продуктов питания. Например, содержание витамина С в рационе питания превышает нормы в среднем на 30%, а в отдельные дни — в 2 раза. Вряд ли целесообразно витаминизировать пищевую продукцию, подвергающуюся термической обработке, при которой витамин С разрушается. Кроме того, излишняя витаминизация ведет к удорожанию продуктов питания от 20% до 66% (паста шоколадно-молочная, сок, какао-напиток, кисель, ирис и др.)
Немало детей в образовательных учреждениях имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, которые должны учитываться при использовании продуктов, являющихся индивидуальными аллергенами в рационах питания. И вряд ли правильно ограничиваться одним вариантом блюд для всех. Их должно быть несколько (как минимум 2-3), учитывающих особенности здоровья отдельных групп детей.
По мнению МосГИК в Москве для организации питания должно быть единое меню с 2-3 вариантами блюд, полностью отвечающее всем установленным требованиям.
И вряд ли правильно, когда меню разрабатывают, согласовывают, утверждают и контролируют, практически, одни и те же люди.
На МосГИК, являющуюся органом исполнительной власти города Москвы, постановлением Правительства Москвы от 31.01.2006 № 65-ПП возложены функции по осуществлению контроля за качеством и безопасностью сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, закупаемых за счет средств бюджета города Москвы для государственных нужд, а также за качеством оказания услуг по организации питания в государственных учреждениях образования, здравоохранения и социальной сферы города Москвы.
Постоянный контроль качества продукции, поставляемой в рамках государственного заказа для организации питания, в школьно-базовых предприятиях с 1 сентября 2010 года позволили предотвратить использование в питании детей некачественных пищевых продуктов, принимая оперативные меры по их возврату. На сегодняшний день по сравнению с сентябрем 2010 года количество поставляемой некачественной продукции сократилось в три раза и составляет 0,2% от проинспектированного количества.
Для повышения эффективности работы было бы целесообразно заключить Регламент взаимодействия между Департаментом образования города Москвы, Управлением Роспотребнадзора по городу Москве и МосГИК.
Основным документом, регулирующим отношения между государственным заказчиком и поставщиком пищевых продуктов, является государственный контракт, условиями которого регламентированы требования, предъявляемые к качеству и безопасности пищевых продуктов, к маркировке, транспортированию, срокам хранения продукции на момент поставки и др. Все это обязывает государственного заказчика в образовательном учреждении в полной мере оценивать соответствие поставляемой продукции условиям государственных контрактов, а в случаях возникновения разногласий в оценке соответствия продукции требованиям нормативных правовых актов, нормативных и технических документов, условиям контрактов и договоров по заявкам получателей проверка качества проводится специалистами МосГИК.
Вместе с тем, слабым звеном остаются отношения между исполнителем государственного заказа и поставщиками. Если в государственных контрактах прописаны требования по всей цепочке товародвижения, то в договорах поставок зачастую они отсутствуют. Это является одной из основных причин поставки некачественной продукции, не позволяет организовать должным образом входной контроль и претензионную работу.
Для исключения приемки и использования продукции, не отвечающей условиям государственных контрактов в договоры на поставку продукции в школьно-базовые предприятия необходимо включать требования государственных контрактов.
Кроме того, окружными управлениями образования, являющимися государственными заказчиками большинства образовательных учреждений, не во всех образовательных учреждениях в соответствии условиями государственных контрактов назначены уполномоченные представители, которые от имени государственных заказчиков ведут установленную документацию в части приемки оказанных услуг, осуществляют контроль за качеством продукции и за соответствием продукции предварительному заказу.
Специалистами МосГИК на безвозмездной основе по просьбе отраслевых департаментов (образования, здравоохранения, социальной защиты населения, семейной и молодежной политики) проводятся семинары по вопросам обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и ведения претензионной работы для руководителей социальных учреждений, а также лиц, ответственных за организацию питания, входной контроль и качество продукции.
Считаем целесообразным в дальнейшем продолжить проведение подобных семинаров.
Для совершенствования системы организации школьного питания необходимо комплексное решение проблем, учитывающее медицинские, правовые, социальные, финансовые и технические аспекты.
С этой целью требуется:
проведение мониторинга здоровья школьников для разработки научно-обоснованных рационов питания;
создание технологий производства функциональных продуктов здорового питания, продуктов повышенной биологической и пищевой ценности;
разработка комплекса мер по пропаганде здорового питания среди обучающихся и их родителей;
модернизация материально-технической базы;
внедрение новых технологий производства, транспортировки и реализации пищевых продуктов;
совершенствование производственного контроля качества и безопасности сырья и вырабатываемой продукции школьно-базовыми предприятиями;
усиление контроля качества и безопасности пищевых продуктов со стороны государственных заказчиков и ведение претензионной работы.
Учитывая, что в ближайшее время планируется объявление торгов на организацию питания в образовательных учреждениях, считали бы целесообразным учесть наши предложения.